В начале XVII века простое городское ремесло здесь начинает превращаться в мелкое товарное производство, в некоторых отраслях промышленности возникают мануфактуры и простейшие капиталистические кооперативы. Развитие товарно-денежных отношений, развитие ремёсел приводит к тому, что в Гороховце стали заметно выделяться «торговые люди». Гороховецкие купцы ведут «отъезжий торг», устанавливая связи с европейскими и среднеазиатскими рынками. Особенно заметно в Гороховце выделялось семейство Ершовых, «торговых людей гостиной сотни», с именем которых связано строительство большинства каменных храмов в Гороховце.
Жилой дом был построен в 1670 году на средства богатого купца Семена Ершова. С площадки красного крыльца человек попадал в обширные сени, расположенные по центру; слева и справа от них находились жилые помещения, «клети». В сенях иногда проводились и «увеселительные» мероприятия, размеры помещения это позволяли. Но главным образом предназначались они, конечно, для работы. Здесь у оконца сенные девушки занимались рукоделием, здесь стирали и гладили бельё. Печи в доме топились по-белому. В сенях находились топки печей, а тепло расходилось по изразцовым печам в жилые палаты. Первый полуподвальныи этаж, «подклет», предназначался для хозяйственных нужд. Здесь хранились запасы продуктов для семьи, запасы товара, различная утварь. Второй этаж – купеческие жилые палаты, третий этаж – для опочивален. Изначально третий этаж был деревянный, натирался квасом, пивом, для особого аромата. Считалось, что спать в каменных спальнях вредно для здоровья, в деревянных домах дышится намного легче. Но в 18 веке согласно общему предписанию Петра Первого чердачное помещение было перестроено на каменное и дошло уже в том виде, котором оно было сооружено тогда. В усадьбу также входила конюшня, поварня (кухня), каменное помещение для прислуги (каменный терем).
Вся усадьба была огорожена забором с красивыми воротами из дуба, которому на сегодня уже около 700 лет (300-летние стволы были использованы при строительстве, да и простояли они на сегодня уже 370 лет). Сделаны они местными мастерами без единого гвоздя, на деревянных шпорах. |
|
|
Третий этаж. В данном месте музея проходит выставка самоваров, разной формы, состава, разного времени. Первые самовары на Руси изготавливались из красной меди. Представленный на выставке имеет своеобразную форму. В нем изготавливали традиционный русский напиток – сбитень. В самоваре варили водичку, затем добавляли пряные травы, главным ингредиентом был, конечно же, мед. Подавался этот напиток в горячем виде, пользовался большим спросом. У каждого производителя был свой рецепт, передавался он из поколения в поколение, никогда не разглашался.
Интересен дорожный самовар, у которого ручки и ножки съемные (что очень было удобно в дороге). Топился самовар шишками и берестой. Самовар всегда был в почете, в каждой семье. Один самовар был для повседневного чаепития, другой – только для праздников.
Позже самовары стали выпускать из разного цвета меди (желтой, светло-красного), сампаха (сплав), современные – никелированные, латунные, латунно-серебряные. |
Если в семье случалась беда (например, разорение), то из всего имущества хозяева всегда оставляли самовар. Продавали все вплоть до избы, а с самоваром никогда не расставались.
|
На противоположной стороне комнаты можно увидеть макет торговой лавки. Так она выглядела в конце 19 , в начале 20 века. В такой лавке можно было купить все. Посуда изготавливалась на месте из красной глины, а черная глина была привозная. В кувшинах с большим горлышком хранили зерно, а в кувшинах с узким горлышком – вино, пиво. |
Хозяин данного дома Семен Ершов разбогател на поставках вина. Сады были больших размеров. В данном регионе активно произрастали яблоки, груши, слива, в лесах было много лекарственных трав, поэтому делались всевозможные бальзамы, напитки, вино, квасы, брага – все это поставлялось на ярмарку. Это позволяла сделать река Клязьма. Ершов вывозил свое вино даже за границу, а оттуда привозил фарфор, фаянс, который на Руси в 17 веке не изготавливали. Привозил он все из Голландии, Франции, Германии и Англии. В 19 веке появился фарфор товарищества Кузнецовых.
Основным отхожим промыслом в данных краях в конце 19 - начале 20 века было плотницкое дело. Плотники небольшими артелями (5-6 человек) уходили в леса и славились глухой резьбой. На липовую или осиную доску наносился трафарет – припар. С помощью мешочка с углем припаривался: через дырки уголь проходил, создавая орнамент. Лишняя древесина удалялась плотницким инструментом и получалась красивая глухая резьба, с помощью которой украшены многие дома в городе Гороховец. |
|
|
Еще распространенным промыслом в данных краях было кузнечное дело. Уже в 17 веке в городе было 13 кузнец. Делали все от решеток на окна до замков с секретом. Секрет замков знали только купец и ключник, даже жена купца была не в курсе, потому что замки делались по индивидуальному заказу. Открыть подобный замок просто ключом не возможно. |
Кузнецы также выковали ворота Благовещенского собора, имеют 5-метровую высоту. Эти ворота имеют три слоя: первый – крестовый, чтобы ворота не ржавели, второй слой – слюды (в 17 веке она была разноцветной, когда солнышко попадало на ворота они переливались разными цветами, словно камушки), последний – опресничной резной. Вороты – ручная ковка. Все храмы Гороховца сегодня (2015г) - действующие, кроме главного - Благовещенского, находящегося на реставрации, который всегда открывался только по великим праздника 12 раз в году.
Интересным промыслом в Гороховце было шитье. С 7-8 летнего возраста девочки начинали трудиться, вышивали при лучине (не учились) по 20 часов. Помимо основной работы надо было приготовить себе приданное к 18 годам. На выставке в Париже представленные работы местных вышивальщиц были награждены медалями, получили огромный заказ на подобные изделия. Но с заказом не справились: в очень короткое время надо было сделать большое количество изделий. |
|
|
Котельщики – наиболее прибыльная и почетная работа. Котельщики работали по всей России. Славились паровыми котлами. Это был опасный, но высокооплачиваемый промысел. Все котельщики были грамотными, собирались в кабачках не для выпивки, а чтобы почитать газету Русское слово. В 1902 году выходец из гороховчан простой котельщик Шорин сколотил капитал, и открывает в городе котельный судостроительный завод. Начинает выпускать нефтеналивные баржи. |
Самая крупная баржа Марфа Посадница была выпущена в Гороховце в 1908 году. (172 метра, 9 тонн). Если ее поставить поперек реки Клязьмы, она могла стать мостом. Позже была выпущена баржа Больница, которая оказывала платные услуги на маршруте Гороховец - Астрахань. В свое время река Клязьма была небольшой, но очень глубокой. Пока существовал судостроительный завод, за рекой был специальный уход: ее очищали, следили за глубиной. В советское время выпускались сухогрузные, прогулочные теплоходы, буксиры, которые поставлялись по всей России и даже шли за границу, на территории завода существовали еще цеха по выпуску медицинского оборудования, мебели. Завод прекратил свое существование в 1997 году. В этом же году прекратился контроль за рекой, которая с этого времени стала не судоходной.
|
Кабинете чиновника конца 19 века. В центре кабинета весит портрет Сапожникова Михаила Федоровича – почетного потомственного гражданина города Гороховца – последний владелец дома Ершова. Сам Сапожников никогда в этом доме не жил. Купил его для жены брата. Сапожников в юности уехал в город Казань, там учился, женился и остался жить, построив в 1911 году торговый дом. Сапожников никогда не забывал Гороховец, был практически меценатом. На его средства построен Храм всех святых в городе, женская гимназия, богадельня, больница. На его средства в городе был проложен уникальный водопровод. В верхней части города бьют родники, и вода самотеком по деревянному водопроводу поступала во все концы города, снабжая людей водой. До сих пор, где находятся в городе колонки (это нижняя часть города) вода подается по деревянному сапожниковскому водопроводу, выполненному из лиственницы, обработанной определенным составом и после того как ее поместили в землю она превратилась в камень. |
Второй этаж – совсем другая обстановка, нежели на третьем. Потолки круглые, более низкие. Помещение, где мы сейчас находимся, называются сени (типичные для 17 века). Здесь находилась вся грязь дома: дрова, устья печей. Чистые бока изразцовых печей выходили в жилые комнаты. Дом Ершова – безстолбного строение, типичное для 17-18 века. Когда строили дом, поперечные балки вставляли в стены. Когда эти балки остывали, то стягивали стены на себя, если их сегодня убрать, то дом рассыплется.
Красная палата. Когда были праздники, за столом собирались гости. Самого дорогого сажали под образца, остальных гостей рассаживали по старшинству и чину. В шкафчиках красный комнаты можно увидеть фарфор, фаянс, которые купец привез из-за границы. Стеклянная посуда была изготовлена местными мастерами. На стол к празднику подавали до 120 блюд. Напитков был тоже большой ассортимент. Подаваемое вино было по крепости не более 8-10 градусов. В праздники открывались сундуки с добром, доставалась серебряная посуда. В красной палате собирались только мужчины, у женщин была другая комната. |
|
Комната купчихи. Окошки выходят на усадьбу. В любой момент купчиха могла открыть окошко, и дать распоряжение прислуге. В шкафчиках уже посуда оловянная, деревянная, медная для повседневного обихода. В 17 веке в реке Клязьме намывали жемчуг – такой она была чистой! В этой же комнате находится самовар-кухня, внутри разгорожен на 2 части. Каждая часть закрывалась отдельной крышкой. В самоваре можно было приготовить одновременно и щи и кашу. Купец вел торг и баловал купчиху подарками, а в свою очередь купчиха могла побаловать и купца, приготовив что-нибудь вкусненькое. |
|
На стене весят пряничные доски – к праздникам делались печатные пряники. Комнаты хозяина и хозяйки смежные. Не выходя в холодные сени, они могли общаться, но купец мог входить в любое время, а вот купчиха к мужу только с разрешения.
|
Кабинет купца. Пятаки и трешки ценились на Руси. На 3 пятак можно было купить крестьянскую избу, а на девять пятаков – коня. В комнате за тяжелой кованной дверцей находился сейф, где купец хранил ценные бумаги, драгоценности, ключи. С ларем купец никогда не расставался и называется он укладка под подголовок. Когда он в других местах ложился стать, то всегда ставил его себе под голову. |
Когда все ложились спать, наш купец одевал шубу, брал ключ и спускался в подклети (первый этаж). В таких огромных корытах рубилась капуста, все это квасилось в бочках. Безмены на стене – середина 18 века. Огромное решето – это грохот, в нем просеивали горох. Горошины пролезали между дырочек, шелуха оставалась на поверхности, и в процессе горох стучал о бортики, создавая грохот, поэтому данное решето и получило свое название. В ступах перемалывали крупы. |
|
|
В закрытой нише замурован подземный ход. В советские времена он еще существовал. Длиной был метров 160. Проходил он через весь город Гороховец до реки Клязьма. Если что-то случалось, то купец открывал тайник в подклети и выходил через потайной ход. Река Клязьма за три столетия сменила русло, и подземный ход начал затапливаться, поэтому его и замуровали, но все равно вода поступает внутрь. |
Далее можно увидеть сельскохозяйственные орудия труда. Весы с гирями (самая тяжелая – 32 кг). Стажары – для метания сена, корзина – для его переноса, выглядит громоздкой, но она легкая. Бубенцы изготавливались под каждого купца (у бубенцов был свой звон). Берестяные короба – для сбора ягод и грибов. Здесь же представлены ручные аппараты: маслобойка, миксер, соковыжималка, кухонный комбайн, в который закладывался картофель, перемалывался, выходила пюреобразная масса, которая промывалась, просушивалась, и получался картофельный крахмал, из которого варили не только кисели, но и крахмалили белье. В подклети также хранили оружие и санки.
|
|
Дом обустроен очень продуманно и умело, «на века», при этом удивляет и восхищает проявленная при обустройстве жилища любовь даже к самым мелким деталям и подробностям быта. Видно, что всё в жизни этих людей имело значение и подчинялось традициям и незыблемым канонам. Весь дом, несмотря на свои внушительные размеры и пышный декор, построен согласно многовековым традициям русской архитектуры, сильно напоминая богатую крестьянскую избу. После посещения музея остаётся приятное «послевкусие», ощущение самобытности народа. |